Главная / Новости / Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2018 г. № 187: изменения в Правила автомобильных перевозок грузов 15.03.2018

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2018 г. № 187: изменения в Правила автомобильных перевозок грузов 15.03.2018

« Назад

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2018 г. № 187: изменения в Правила автомобильных перевозок грузов 15.03.2018 16.03.2018 10:40

Требования к водителям, выполняющим международные автомобильные перевозки грузов.

В соответствии с изменениями, пункт 337 Правил изложен в новой редакции. В целях реализации положений пункта 4.5. Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства», отменено требование наличия двухлетнего стажа работы на транспортных средствах соответствующей категории для водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов. Кроме того, конкретизированы нормы, касающиеся порядка подтверждения профессиональной компетентности водителей. Водители, выполняющие международные автомобильные перевозки грузов, должны иметь свидетельство установленной формы и подтверждать свою профессиональную компетентность в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. В ближайшее время порядок подтверждения профессиональной компетентности водителя будет определен в соответствующем решении Правительства. 

Пунктом 337 Правил также определено, что международные автомобильные перевозки грузов могут выполняться на:
механических транспортных средствах категорий «В», «С» водителями не моложе 18 лет, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке;
составах транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ» водителями не моложе 21 года, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке.

Требования к автомобильным перевозчикам. Реализация положений Хартии качества.

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 334 Правил, автоперевозчик не должен находиться в процессе ликвидации или быть признанным в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом). При этом он может находиться в процессе реорганизации, что до вступления в силу Постановления № 187 было запрещено. Внесение данного изменения обусловлено обычной практикой работы субъектов хозяйствования и положениями гражданского законодательства, устанавливающими переход всех прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к его правопреемнику (статья 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Как и сейчас, у автомобильного перевозчика должен иметься штатный специалист (специалисты), ответственный за организацию и выполнение автоперевозок грузов, за водителей и грузовые транспортные средства, соответствующие требованиям, установленным Правилами и иными актами законодательства. Кроме того, он должен отвечать критериям деловой репутации и финансового состояния, а также привлекать к выполнению международных автоперевозок грузов водителей, имеющих соответствующую подготовку.

Такие требования к международным перевозчикам обусловлены необходимостью выполнения на территории Республики Беларусь требований Хартии качества ЕКМТ, принятой 28 мая 2015 года на саммите Международного транспортного форума Министрами транспорта, в том числе и Республики Беларусь.

Хартия качества ЕКМТ принята в целях развития рынка международных грузовых автомобильных перевозок на европейском континенте и распространяется на международные автомобильные грузовые перевозки, выполняемые с использованием разрешений ЕКМТ.

Закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках стал правовой основой для определения в Правилах критериев и механизма подтверждения соответствия перевозчиков требованиям деловой репутации, финансовой устойчивости, профессиональной компетентности.

Все эти механизмы прописаны в Правилах автомобильных перевозок грузов.

Критерии и порядок подтверждения деловой репутации и финансового состояния, автомобильного перевозчика, выполняющего международные автомобильные перевозки грузов.

Критерии деловой репутации и финансового состояния автомобильного перевозчика, выполняющего международные автомобильные перевозки грузов, установлены в пунктах 3351 – 3352 Правил.

Критериям финансового состояния должны будут соответствовать все автомобильные перевозчики, выполняющие международные автомобильные перевозки, независимо от необходимости в получении разрешений ЕКМТ, а перевозчики, претендующие на получение разрешений ЕКМТ, должны будут дополнительно подтверждать соответствие их критериям деловой репутации.

Деловая репутация международного автомобильного перевозчика оценивается по двум критериям:
- отсутствие у руководителя организации, индивидуального предпринимателя или штатного работника, назначенного ответственным за организацию и выполнение перевозок неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, за нарушения правил охраны труда (подтверждается справкой, выдаваемой органами МВД в соответствии с Положением о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909);
- отсутствие решений о приостановлении или прекращении действия лицензии в отношении автомобильного перевозчика в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором производится подтверждение деловой репутации (проверяется по базе данных Транспортной инспекции).

Финансовое состояние автомобильного перевозчика - юридического лица оценивается по наличию у него имущества, стоимость которого эквивалентна сумме не менее 9 000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) – на одно грузовое транспортное средство и 5 000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее. Подтверждается бухгалтерским балансом организации для юридического лица).

Индивидуальный предприниматель должен иметь в собственности имущество (за исключением жилых домов, жилых помещений (квартиры, комнаты), долей в праве собственности на жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты) на сумму не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее.

В случае недостаточности основных средств и иных активов юридического лица согласно показателям бухгалтерского баланса или имущества индивидуального предпринимателя согласно подтверждающим документам автомобильный перевозчик может дополнительно представлять гарантию банка.

Проверка соответствия автомобильного перевозчика требованиям к деловой репутации и финансовому состоянию будет осуществляться Министерством транспорта и коммуникаций или уполномоченной им организацией в установленные им сроки.

Следует также отметить, что поскольку деятельность по выполнению внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 не подлежит лицензированию, из пункта 335 Правил исключена правовая норма, регламентирующая требования к финансовому состоянию автомобильного перевозчика, выполняющего внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов.

Перечень документов (сведений), представляемых для выдачи разрешений на проезд транспортных средств по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, сроки их действия и выдачи.

В связи с принятием изменений в Закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках к компетенции Совета Министров отнесено установление перечня документов (сведений), представляемых перевозчиком для выдачи разрешений на проезд транспортных средств по территории иностранных государств, в том числе разрешений ЕКМТ, сроков их действия и выдачи. В этой связи Правила дополнены главой 381, определяющей данный перечень документов при выдаче разрешений на проезд транспортных средств по территории одного иностранного государства и разрешений на проезд транспортных средств по территории нескольких иностранных государств. В данной главе Правил также определено, что порядок распределения, выдачи и использования таких разрешений устанавливается Министерством транспорта и коммуникаций.

В соответствии с пунктом 3502 Правил выдача разрешений на проезд транспортных средств по территории одного иностранного государства осуществляется Транспортной инспекцией при представлении автомобильным перевозчиком заявления и справки о выручке от деятельности по международной перевозке грузов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов для собственных нужд), а также при наличии сведений о предоставлении государственной статистической отчетности о международных автомобильных перевозках в порядке, установленном законодательством (для юридических лиц, кроме юридических лиц, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов для собственных нужд). Форма заявления и справки, а также порядок их предоставления будет установлен Минтрансом.

Выдача разрешений на проезд транспортных средств по территории одного иностранного государства (при их наличии), при отсутствии необходимости в их распределении – в день подачи автомобильным перевозчиком заявления и указанных документов. В случае необходимости в распределении таких разрешений – в день подачи перевозчиком заявления при условии принятия решения Министерством транспорта и коммуникаций об их выдаче этому перевозчику.

Разрешения на проезд транспортных средств по территории одного иностранного государства действительны в течение срока, указанного в них, или определенного компетентными органами иностранных государств.

В соответствии с пунктом 3503 Правил выдача разрешений на проезд транспортных средств по территории нескольких иностранных государств (прим.: здесь и далее по тексту под разрешениями на проезд транспортных средств по территории нескольких иностранных государств подразумеваются разрешения ЕКМТ) осуществляется Транспортной инспекцией при представлении автомобильным перевозчиком следующих документов:
- заявления и справки о выручке от деятельности по международной перевозке грузов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов для собственных нужд) по формам и в порядке, установленным Министерством транспорта и коммуникаций, а также при наличии сведений о предоставлении государственной статистической отчетности о международных автомобильных перевозках в порядке, установленном законодательством (для юридических лиц, кроме юридических лиц, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов для собственных нужд);
- документов, подтверждающих, что автомобильный перевозчик отвечает критериям деловой репутации и финансового состояния;
- документов, подтверждающих профессиональную компетентность лица, ответственного за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок, и водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, полученных в установленном законодательством порядке;
- списка грузовых транспортных средств по форме, установленной Министерством транспорта и коммуникаций;
- копий свидетельств о регистрации транспортных средств (технических паспортов), заверенных автомобильным перевозчиком;
- копий документов, подтверждающих соответствие транспортных средств экологическим и техническим требованиям и выданных заводом-изготовителем транспортных средств, заверенных автомобильным перевозчиком;
- копий документов, подтверждающих пригодность транспортных средств к эксплуатации на дорогах, заверенных автомобильным перевозчиком.

Выдача разрешений на проезд транспортных средств по территории нескольких иностранных государств производится в течение 14 календарных дней со дня принятия Министерством транспорта и коммуникаций решений об их выдаче.

Разрешения на проезд транспортных средств по территории нескольких иностранных государств действительны в течение срока, указанного в них.

Выдача разрешений на проезд транспортных средств производится после оплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств в установленном законодательством порядке.

 

Перечень документов, которые должны находиться на борту транспортного средства.

 

Важные изменения внесены в пункт 22 Правил, определяющий перечень документов, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю и которые должны находиться на борту транспортного средства.

Требование о наличии первого экземпляра товарной накладной (форма ТН-2), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, теперь распространяется только на автомобильные перевозки грузов товарного характера, вывозимых за пределы территории Республики Беларусь в государства-члены Евразийского экономического союза (ранее – в любое государство за пределами Республики Беларусь). Требование о наличии данного документа сохранено при перевозках на направлениях, где он объективно необходим. Это связано с реализацией  положений Договора о Евразийском экономическом союзе (пункт 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказания услуг, являющемся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Исключен из перечня грузосопроводительных документов, которые грузоотправитель обязан предоставлять автомобильному перевозчику, также и сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров). Это связано с тем, что в соответствии с подпунктом 4.4 ТКП 5.102-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация продукции. Основные положения», сертификация продукции может производиться как обязательная, так и добровольная.

Из обязательного перечня документов, которые автомобильный перевозчик при направлении транспортного средства под загрузку должен передать водителю при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима, исключен санитарный паспорт на грузовое транспортное средство. Данный документ не требуется, так как в соответствии с Техническими регламентами Таможенного союза, в том числе ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов», ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочных продуктов», ТР ТС 033/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», наличие санитарного паспорта на транспортные средства, осуществляющие перевозки вышеуказанных грузов, не предусмотрено.

Разграничение обязанностей и ответственности перевозчика и заказчика (грузоотправителя) за указание сведений в транспортных документах, погрузку на транспортное средство и др.

В целях реализации положении статьи 44 Закона об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, в части касающейся обязанности перевозчика проверять наличие транспортных документов, внешнее состояние груза его количество и упаковку, а также статьи 56 Закона об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, согласно которой грузоотправитель несет ответственность за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью и т.п. сведений указанных с транспортных документах, а также их отсутствием, внесены соответствующие изменения в пункт 31, часть первую пункта 71 Правил.

Так, в соответствии с изменениями, внесенными в пункт 31 Правил, грузоотправитель должен указать в товарно-транспортной накладной или в международной товарно-транспортной накладной «CMR» массу груза и способ ее определения, если масса определялась непрямым взвешиванием, и несет ответственность перед автомобильным перевозчиком за убытки, связанные с неточностью или неправильностью указания массы груза.

Согласно пункту 71 Правил грузоотправитель должен загружать грузовое транспортное средство с учетом соблюдения допустимых весовых и габаритных параметров, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» (далее – Указ № 613).

Ранее контроль за загрузкой транспортного средства в соответствии с требованиями Указа № 613 была возложена на перевозчика. С вступлением в силу изменений в Правила распределение обязанностей между грузоотправителем и перевозчиком в этой части изменено: грузоотправитель производит загрузку транспортного средства, указывает массу груза в грузосопроводительных и транспортных документах (ТТН-1, CMR) и несет ответственность перед перевозчиком за эти действия. Перевозчик, в свою очередь, обязан контролировать укладку и крепление груза, а грузоотправитель по указанию автомобильного перевозчика обязан устранить нарушения укладки и крепления груза.

Данные изменения создали правовые основания для взыскания с грузоотправителя убытков, возникающих у перевозчика, связанных с неточностью или неправильностью указания массы груза.

Напомним, что правовой основой для установления указанных нормативных предписаний в Правилах послужили соответствующие изменения в статью 44 Закона об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках в части, касающейся обязанности перевозчика проверять наличие (а не правильность оформления, как было ранее) транспортных документов, внешнее состояние груза его количество и упаковку, а также в статью 56 Закона об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, согласно которой грузоотправитель несет ответственность за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью и т.п. сведений указанных с транспортных документах, а так же их отсутствием.

Изменения требований к перевозке скоропортящихся грузов.

Из Правил исключены устаревшие нормы относительно требований к перевозке скоропортящихся грузов.

С момента вступления в силу Постановления № 187 нет необходимости указывать в сопроводительных документах (сертификат качества, товарно-транспортная накладная) фактический срок изготовления продуктов.

Кроме того, исключено и приложение 10 Правил, в котором были отражены температурные режимы перевозимых пищевых продуктов при междугородних перевозках.

До недавнего времени должностные лица Транспортной инспекции руководствовались данным перечнем при отнесении того или иного продукта к разряду скоропортящихся в период сезонных ограничений нагрузок на оси транспортных средств в отношении республиканских автомобильных дорог общего пользования, в связи с чем возникало ряд спорных ситуаций и необходимость доказывания перевозчиками, что тот или иной груз, не входящий в указанный перечень, относится к скоропортящимся грузам. С момента вступления в силу Постановления № 187 автомобильный перевозчик должен перевозить скоропортящиеся грузы в специализированных грузовых транспортных средствах с изотермическим кузовом (в изотермических фургонах, рефрижераторах или цистернах) с соблюдением температурных режимов, установленных грузоотправителем (ранее было – с соблюдением температурных режимов, установленных в Приложении 10).

В пункте 5 Правил дано определение «скоропортящиеся грузы - грузы, для сохранности которых при автомобильной перевозке требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов».

Данные изменения полностью соответствуют нормам, изложенным в Декрете Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства», которым установлены исчерпывающие требования к транспортировке пищевой продукции (пункт 58 Общих санитарно-эпидемиологических требований к  содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом). Так, согласно положений указанного Декрета, транспортировка пищевой продукции должна осуществляться при соблюдении условий транспортировки, установленных изготовителем продукции, а в случае их отсутствия – при соблюдении условий хранения, установленных изготовителем продукции. При использовании транспортных средств для перевозки (транспортировки) одновременно пищевой продукции и иных грузов необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств пищевой продукции. Внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна быть выполнена из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией и обеспечивающих возможность проведения очистки и мойки. Грузовые отделения транспортных средств должны быть чистыми.

Правила дополнены положением в пункте 1721 о том, что пригодность грузового транспортного средства для автомобильных перевозок скоропортящихся грузов по требованию грузоотправителя может подтверждаться наличием свидетельства о соответствии грузового транспортного средства нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), от 1 сентября 1970 года.

Дополнение Правил данной нормой обусловлено тем, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 июня 2003 года «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» грузоотправители должны обеспечивать хранение и транспортировку продовольственного сырья для производства пищевых продуктов и пищевых продуктов, предназначенных для реализации в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность, в специально предназначенных или оборудованных для этих целей помещениях и транспортных средствах, соответствующих обязательным требованиям в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Однако грузоотправителю не представляется возможным визуально определить пригодность транспортных средств для доставки скоропортящихся пищевых продуктов с поддержанием необходимого температурного режима.

По этой причине, в соответствии с международной практикой, пригодность транспортных средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов с поддержанием необходимого температурного режима, подтверждается документально – свидетельством, которое выдается по результатам проведения инструментального контроля в порядке, установленном Соглашением СПС.

Данная норма распространяется как на международные, так и на внутриреспубликанские перевозки скоропортящихся грузов.

В соответствии с внесенными изменениями именно на грузоотправителя возложены обязанности по установлению температурных режимов и иных требований к скоропортящимся грузам, предъявляемым к автомобильной перевозке.

Сокращение нормы времени простоя на погрузке или разгрузке при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с 12 до 8 часов. 

Внесение изменения в пункт 80 Правил, предусматривающее сокращение нормы времени простоя на погрузке или разгрузке при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с 12 до 8 часов обусловлено усовершенствованием процессов погрузки, применением грузоотправителями современных технологий погрузо-разгрузочных операций и эффективных погрузочно-разгрузочных механизмов высокой производительности. Практика показывает, что фактическое время простоев автомобилей, выполняющих международные перевозки, на грузообразующих терминалах, как правило, составляет не более 2-4 часов. Превышение этого времени загрузки-разгрузки автомобилей, в большей степени связано с несоблюдением технологической дисциплины при выполнении погрузо-разгрузочных операций. Сокращение этого норматива позволит сократить непроизводительные простои автотранспортных средств и будет способствовать повышению эффективности работы белорусских автомобильных перевозчиков.

Источник информации: http://bamap.org