О некоторых вопросах лицензирования деятельности в области автомобильного транспорта
« НазадУказом № 475 изменен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, совершаемых при осуществлении деятельности в области автомобильного транспорта. Некоторые нарушения законодательства были исключены из перечня «грубых», по некоторым нарушениям введена повторность, что позволило транспортным компаниям не прекращать свою деятельность, а устранить нарушение без лишения лицензии.
Перечень грубых нарушений законодательства очень важно знать, т.к. при выявлении факта такого нарушения лицензирующий орган в соответствии с п. 82 Положения о лицензировании безоговорочно принимает решение о прекращении лицензии.
Итак, повторность введена в отношении таких нарушений, как:
- привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителя механического транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством;
- выпуск на линию транспортного средства без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством
Исключено из перечня грубых нарушений законодательства такое нарушение, как отсутствие в течение более одного месяца назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством. Вместе с тем, наличие в штате юридического лица, назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством, относится к лицензионным требованиям и условиям, которые лицензиат обязан соблюдать.
Таким образом, к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в отношении организаций, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в соответствии с п. 124 Положения о лицензировании относится пять нарушений:
1. повторное (в течение 12 месяцев подряд) привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителя механического транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством;
2. выпуск на линию транспортного средства с неисправностью, при наличии которой запрещается эксплуатация транспортного средства;
3. повторный (в течение 12 месяцев подряд) выпуск на линию транспортного средства без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством;
4. использование транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр либо переоборудованного с нарушением требований законодательства;
5. выполнение автомобильной перевозки без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора обязательного страхования.
В ходе проведенных в текущем году региональных и Общего собраний членов Ассоциации «БАМАП», руководителями транспортных организаций были высказаны предложения по совершенствованию законодательства в области лицензирования, обозначены проблемные вопросы в этой сфере.
В частности, транспортными компаниями, осуществляющими международные автомобильные перевозки, поднимался вопрос о лишении их лицензии в случае перегона транспортного средства (без груза) с истекшим сроком технического осмотра до места его проведения.
Использование транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр либо переоборудованного с нарушением требований законодательства, относится к грубым нарушениям законодательства о лицензировании в соответствии с пунктом 124 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. № 450 (далее – Положение о лицензировании), при выявлении которого лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о прекращении ее действия.
С комментариями о требованиях законодательства в области лицензирования, в том числе деятельности автомобильного транспорта, можно ознакомиться по ссылке.
Кроме того, Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» прямо предписан запрет на участие в дорожном движении транспортного средства, не прошедшего государственного технического осмотра. Это связано с безопасностью дорожного движения, жизнью и здоровьем людей.
Вместе с тем, учитывая специфику организации международных автомобильных перевозок, Ассоциация «БАМАП» поддерживает своих членов в том, что лишение лицензии профессионального перевозчика, у которого данный вид деятельности является основным, а значит, по сути – прекращение его деятельности, в случае перегона транспортного средства (без груза, т.е. не выполняя услуги по перевозке) с истекшим сроком технического осмотра до места его проведения, не соразмерно тяжести совершенного правонарушения. Тем более, что для транспортных организаций, чья деятельность не лицензируется (услуги по внутриреспубликанской перевозке грузов и международной перевозке грузов транспортными средствами грузоподъемностью до 3,5 тонн), такое нарушение (использование транспортного средства с истекшим сроком технического осмотра) влечет наказание в виде административного штрафа, без лишения права заниматься перевозками грузов, в связи с тем, что такой вид деятельности является не лицензируемым.
В целях урегулирования данной ситуации и создания равных условий для организаций транспорта, чья деятельность лицензируется (услуги по перевозке пассажиров и международной перевозке грузов транспортными средствами грузоподъемностью свыше 3,5 тонн) и организаций, чья деятельность не лицензируется, введения единых подходов при установлении санкций за однородные правонарушения, Ассоциация «БАМАП» подготовила и направила в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь соответствующие предложения по внесению изменений в Положение о лицензировании. Суть предложений - относить к грубым нарушениям законодательства о лицензировании деятельности в области автомобильного транспорта не просто использование транспортного средства, не прошедшего технический осмотр, а выполнение автомобильной перевозки на таком транспортном средстве, т.е. осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением законодательства.
Предложения ассоциации поддержаны и направлены Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в Министерство экономики Республики Беларусь, осуществляющее свод и подготовку проекта Указа Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности».
О принятии изменений в Положение о лицензировании Ассоциация «БАМАП» проинформирует своих членов через сайт и газету «Мир тяжелых моторов».